Home Новости МСОД "Солнечная регата" в Германии
"Солнечная регата" в Германии PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
14.09.2017 12:55
С 8 по 13 сентября 2017 года в Германии в городе Вильдау при содействии МСОД состоялся международный инженерный конкурс и соревнования “Солнечная регата” – гонки лодок на солнечных батареях на реке Даме. Впервые такие гонки прошли там в сентябре 2015 года. По завершении соревнований состоялась конференция с участием немецких и российских ученых и экспертов. На конференции с докладом по теме народной дипломатии  выступил исполнительный президент МСОД А.Ф.Петричко.
Мероприятие прошло в рамках проекта «Инженерные конкурсы и соревнования» в соответствии с решением Межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы (НТИ) при Президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России.
Организаторы мероприятия: Технический университет Вильдау, АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований» при поддержке Международной общественной организации «Международное содружество общественных объединений - обществ дружбы с народами зарубежных стран» (МСОД).  
В соревнованиях приняли участие 24 команды из разных стран, занимающиеся конструированием и разработкой лодок на солнечных батареях и разделяющие идею использования возобновляемой энергии. C российской стороны в соревнованиях приняли участие 5 команд, среди которых финалисты и призеры “Солнечной регаты - 2017”, прошедшей в Калининграде с 20 по 23 июля:
      Команда  “Manta Ray”. Московский политехнический университет.
      Команда “Togliatti Solar Team (TST)”. Тольяттинский государственный университет.
      Команда “Мандаринка”. Санкт-Петербургский государственный морской технический 
      университет.
      Команда “КШИ №11”. ГБОУ города Москвы Кадетская школа-интернат № 11
      «Московский дипломатический кадетский корпус»
      Команда “Эковолна”.  ГКУ “Центр социальной (постинтернатной) адаптации” (г. Москва).
 
 По завершении соревнований состоялась конференция с участием немецких и российских ученых и экспертов. На конференции с докладом по теме народной дипломатии  выступил исполнительный президент МСОД А.Ф.Петричко. 
 
Текст доклада А.Ф.Петричко.
 
Уважаемые российские и немецкие коллеги! Друзья!

Моё выступление отличается от предыдущих выступлений, так как оно касается общения между народами различных стран. Примером такого общения является ваш международный инженерный  конкурс и соревнования «Солнечная регата», в которой приняли участие команды из России, Германии и Голландии. 
Проще говоря, речь пойдет о народной дипломатии вообще, и  о народной дипломатии России, в частности. 
Что представляет собой народная дипломатия? Народная дипломатия представляет собой комплексное, многогранное явление современных международных отношений и включает многие аспекты, в том числе и культурные. В современной международной политике народная дипломатия занимает весьма важную роль и для детального изучения феномена народной дипломатии рассматриваются основные исторические аспекты народной дипломатии, а также анализируются аспекты двусторонней и многосторонней современной народной дипломатии.
Народная дипломатия способствует поиску ненасильственных путей урегулирования столь частых в истории межгосударственных и международных конфликтов. В современных международных отношениях «народная дипломатия» является весьма эффективным механизмом ненасильственного решения международных конфликтов и мирного сосуществования. Эффективное использование народной дипломатии при попытке решения конфликта предполагает сотрудничество с официальными чиновниками, но все же народные дипломаты — непосредственно не высшие чиновники.
Усилия в рамках народной дипломатии являются необходимым условием, при котором нации могут достигать длительного мира — мир не может быть заключен лидерами стран одним лишь подписанием мирного соглашения; мир может быть достигнут через объединенные усилия всех уровней общества, национального и местного лидерства и, что наиболее важно, непосредственно людей. В этой модели народная дипломатия чрезвычайно важна, поскольку является идеальным стечение обстоятельств и действий. Движение «народной дипломатии» стало развиваться за счет групп добровольцев, мирных движений, защитников окружающей среды и прав человека.
Цели народной дипломатии отличаются от целей государственной дипломатии, но не обязательно противоречат им. Не означает ли это, что вскоре «народная дипломатия» сможет конкурировать с официальной государственной дипломатией? В связи с этим возникает ключевой вопрос: будет ли это воздействие отрицательным или положительным? Предоставит ли механизм народной дипломатии новые возможности для развития международных отношений или создаст препятствия, которые будут угрожать сложившейся иерархической системе международных отношений?
Несмотря на то, что специфический термин «народная дипломатия» вошел в словарь политологов и международников всего несколько десятилетий назад, народная дипломатия присутствует в международных отношениях уже много столетий и известна еще со времен Римской империи. Народная дипломатия с древних времен играла важную роль в мировой политике, её влияние не ослабло и в средние века, и во времена «холодной войны».
В США с 60-х годов прошлого века народной дипломатии уделялось особое внимание после создания в 1956 году по инициативе Президента США Д. Эйзенхауэра Организации «People to People International». В тот период многие граждане из различных слоев американского общества заявили о создании проекта, нацеленного на продвижение культурных и добрососедских связей американцев с представителями других государств, а также на улучшение отношений в рамках общечеловеческих ценностей, вне рамок официальной дипломатии. Весьма важно, что первая делегация из США приехала с «миссией доброй воли» в СССР (“People to People International Goodwill Tour”) в 1956 году.
В 1960-1980 годах термин «народная дипломатия» получил широкое распространение в общественно-политическом лексиконе СССР, это движение было включено в советскую официальную политику. Были созданы различные движения, в том числе общества дружбы с зарубежными странами и движение городов-побратимов, проводились пропагандистские поездки отдельных лиц или групп за рубеж.
 С середины 1990-х годов понятие «народная дипломатия» вновь обрело свою актуальность в РФ и на постсоветском пространстве и не только восстановило свои прежние достижения, но и получило новое развитие. Возродилось и стало развиваться движение городов-побратимов, крепли и развивались культурные, научные, образовательные контакты, расширялось сотрудничество в области туризма и спорта, а также контакты между представителями бизнеса и финансового сектора.
Народная дипломатия отличается от официальной дипломатии самим процессом проведения внешнеполитических усилий — в рамках официальной дипломатии задействованы в качестве участников официальные высшие чиновники, в то время как в народной дипломатии действуют неофициальные представители, ученые, деятели искусства, бизнесмены, частные граждане.
Понятию «народная дипломатия» сопутствуют понятия «гражданская дипломатия» и «неофициальная дипломатия», но понятие «народная дипломатия» более популярно в обществе.
Однако, без прямых отношений «народных дипломатов» с официальными властями не будет никакого эффективного процесса взаимодействия, который является жизненно важным, особенно в многосторонней дипломатии. С одной стороны, механизм многосторонней народной дипломатии позволяет высшим чиновникам выборочно активизировать известные личности в сфере народной дипломатии; с другой стороны, многосторонняя дипломатия позволяет неофициальным дипломатам использовать их знание и опыт с целью повлиять на их политических лидеров.
Более того, налаженные отношения между высшими чиновниками и представителями народной дипломатии являются существенными для успеха той или иной внешнеполитической инициативы. Оба вида дипломатии имеют свои особенности, свой круг специфических задач и могут использовать свои собственные методы и преимущества. При этом конечная цель их деятельности - сохранение мира и развитие дружбы между разными народами - всегда будет совпадать.
Усилия народной дипломатии способствует сотрудничеству обычных граждан разных стран, и если данная форма неформального сотрудничества успешно развивается, то эта тенденция способствует улучшению и развитию самих официальных межгосударственных отношений, поскольку для осознания особенностей культуры каждого отдельного государства или цивилизации необходимо изучить устои и традиции населения, представляющего эту страну. Следует отметить, что культура и творчество деятелей культуры играло важную роль сфере деятельности народной дипломатии, и данная тенденция актуальна и по сей день. 
Народная дипломатия, в большинстве случаев, не противостоит и не отрицает официальную дипломатию, дипломатию официальных представителей государств, а дополняет её, привносит разнообразие в формы международного, в подлинном смысле этого слова, сотрудничества. В современной международной политике народная дипломатия принимает различные формы — помимо культурного,  можно выделить техническое сотрудничество, туристический обмен, спорт, сотрудничество городов.
Дополнительный и существенный аспект к этим отношениям требует, чтобы «народные дипломаты» имели средства и способность влиять на их собственные общества — чем ближе участники к центрам власти в их собственных обществах, тем большая вероятность того, что они будут непосредственно вовлечены в процесс принятия решения. Чтобы быть способным влиять на политические события, практикующие «народные дипломаты» должны обладать высокой степенью доверия в обществе. Неофициальные дипломаты способны избегать вышеупомянутых политических и юридических ограничений для достижения какой-либо внешнеполитической цели или договоренности.
Выдающийся политический и государственный деятель Германии, лауреат Нобелевской премии мира Вилли Брандт в своё время высказал интересную, актуальную и сегодня мысль. По его словам, международные отношения настолько важны, что их нельзя отдавать на откуп только государственным органам.
В ряде стран мира созданы и действуют тысячи, десятки тысяч организаций народной дипломатии, осуществляемой на общественных началах и, видимо, поэтому иногда именуемой публичной дипломатией. Правда, следует отметить, что многие из них получают на свою деятельность  материальную поддержку государств. Да такую, что с их материально-финансовым обеспечением нередко не могут сравниться даже официальные государственные органы дипломатической службы. 
Многие государства, международные организации и структуры с глубоким пониманием воспринимают веление времени и не только делятся монопольным «владением» государственной дипломатией, но нередко активно содействуют росту и развитию народной дипломатии, вовлекая в неё  широкие круги общественности, делового мира, общественные неправительственные организации. Известно, что серьёзное внимание этому направлению деятельности уделяют в ООН, в ЕС, в НАТО.
Многие правительственные и международные институты в настоящее время вынуждены перестраивать свою работу с учетом возросшей роли народной дипломатии и ее возможностей в области внешней политики. Практика свидетельствует о плодотворности таких контактов, особенно когда деятельность народных дипломатов способствует продвижению политических интересов самого государства на мировой арене.
С другой стороны, деятельность некоторых НПО может противоречить интересам самого государства. Иногда несогласованные действия НПО на международной арене приводят к подрыву авторитета того государства, к которому они принадлежат. Или когда НПО, получая финансирование из-за рубежа, становится заложником интересов иностранных инвесторов, тем самым способствуя их вмешательству во внутригосударственные политические процессы. Кроме того, под видом НПО могут осуществлять свою деятельность бизнес-структуры, криминальные элементы или незаконные формирования.
Как известно, в России накоплен колоссальный опыт работы общественных организаций,  действовавших на ниве народной дипломатии и зарекомендовавших себя как мощные, влиятельные и авторитетные  международные структуры, снискавшие себе признание и уважение и в нашей стране, и во многих зарубежных странах.  
В настоящее время одной из важнейших внешнеполитических задач Российской Федерации, как одной из ведущих мировых держав, является обеспечение ее объективного восприятия в мире, укрепление международного влияния, развитие партнерских отношений с иностранными государствами.
При этом реализуемый внешнеполитический курс и конкретные действия руководства России, направленные на укрепление позиций нашей страны на международной арене и поддержание устойчивого равновесия в многополярном мире, встречают сегодня и скрытое и явное противодействие оппонентов, активно использующих в своей деятельности инструменты так называемой «мягкой силы», в частности «народной дипломатии».
Ужесточающаяся на фоне украинского кризиса, референдума в Крыму и  вхождения его в состав РФ антироссийская риторика режиссирует попытки вмешаться во внутренние дела России, используя каналы СМИ и НПО, оказывает целенаправленное влияние на зарубежное и российское общественное мнение. 
В этих условиях исключительно важной задачей становится формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую Россией внешнюю и внутреннюю политику.
Эффективным инструментом в этом вопросе является народная дипломатия. Концепция внешней политики Российской Федерации определяет ее в качестве важного канала развития международного гуманитарного сотрудничества, привлечения институтов гражданского общества к решению международных проблем в целях повышения эффективности российской внешней политики, обеспечения защиты законных прав российских граждан, а также сопровождения внешнеполитических инициатив России.
Российская НПО-сеть, несмотря на значительные количественные размеры, находится ещё в самом начале своего институционального становления. Тем не менее, осмысление позитивного и негативного опыта развития НПО-систем в разных странах уже сейчас представляется чрезвычайно важным для конструирования национальной модели единого и консолидированного институционального пространства, объединяющего три функциональных сектора власти — государство, бизнес и НПО-сеть.
Суть третьего сектора и его социальная диспозиция выражены в простой формуле: быть частными по форме, общественными — по целеполаганию. В этом отражается и субъектно-ролевая функция НПО-сети, которая была призвана стать эффективным катализатором для выработки новых подходов к развитию общества, чтобы способствовать активизации человеческого фактора, содействовать прогрессу его самостоятельности, причастности и ответственности по отношению к современным вызовам и угрозам.
Что касается России и государств Восточной Европы, то, по мнению западных исследователей, развитая и поддерживаемая государством и бизнесом НПО-структура может в перспективе стать базовой основой для национальной модели «гражданского общества». 
Кроме этого, вопросы формирования государственной политики в отношении НПО всё более тесно увязываются с проблемами реализации внешней и внутренней политики России, продвижением её благоприятного восприятия мировым сообществом. На глобальном уровне, в первую очередь, это участие в реализации инициатив ООН, ЮНЕСКО и других международных специализированных организаций в сфере человеческого, гуманитарного измерения. В практической плоскости это означает создание платформ единения общественности, на основе реализации международных культурных, образовательных, научных, исследовательских проектов и программ, налаживание каналов информационных обменов и построение «мостов» культурной и народной дипломатии, поддержка и продвижение позиций русского языка, русской культуры, духовности и истории.
Во всех этих направлениях деятельности могут  и, по моему твердому убеждению, должны принимать участие российские и зарубежные общественные объединения – общества дружбы, которыми за 90 дет существования накоплен обширный опыт работы, и в состав которых входят видные деятели науки, искусства и культуры, общественные и религиозные деятели, которые поддерживают работу обществ и способны оказать существенное влияние на международной арене.   Анализ мер влияния показывает, что заметному повышению их эффективности могло бы способствовать возрождение активной работы и укрепления ресурсного и кадрового потенциала друзей России за рубежом.  
Ключевая задача деятельности в сфере народной дипломатии состоит в том, чтобы не только дополнять традиционные политические механизмы и институты в сфере международных отношений, но и формировать в них креативную гуманитарную среду, в которой совместные программы российских и зарубежных обществ дружбы могут стать самостоятельным и действенным направлением народной дипломатии России за рубежом.
В этой связи на современном этапе приоритетной задачей российских международных неправительственных и общественных организаций, таких как Российская Ассоциация международного сотрудничества, Международная Ассоциация Фондов Мира, Международное содружество общественных объединений-обществ дружбы с народами зарубежных стран (МСОД), которое я представляю, и других международных общественных российских организаций,  является развитие и укрепление методами народной дипломатии зарубежных связей, способствующих продвижению за рубежом национальных интересов России через формирование объективного общественного мнения по отношению к России, продвижению за рубежом достижений России в области культуры, науки и образования. 
Необходимо шире использовать опыт других стран, где общества дружбы участвуют в реализации внутренней и социальной политики как на уровне государства, так и на местном уровне. 
 Особое место в развитии народной дипломатии могут занимать двусторонние форумы общественности по аналогии с уже существующими форумами (германо-российский форум, российско-польский форум, российско-турецкий форум), в финансировании которых изначально и масштабно участвует бизнес. 


Обновлено 18.09.2017 23:15
 
 
text2.jpg