Home Новости МСОД 25 лет СНГ
25 лет СНГ PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
10.11.2016 20:59
10 ноября 2016 года в Москве в рамках Открытого международного форума «25 лет СНГ: взаимопонимание, сотрудничество, развитие» прошла конференция «СНГ: гуманитарное измерение». Конференция организована Неправительственным инновационным центром (НП «НИЦ») совместно с МСОД при содействии Россотрудничества. На пленарном заседании конференции с докладом «Роль народной дипломатии в межкультурных коммуникациях» выступил исполнительный президент МСОД Александр Федорович Петричко.
Выступление А.Ф.Петричко вызвало оживленную дискуссию. На пленарном заседании также обсуждались вопросы создания единого информационного пространства государств-участников СНГ, роль гуманитарных индустрий в сохранении культурных традиций, процессы интеграции на пространстве СНГ в гуманитарных областях и другие. Во второй части конференции на круглом столе, модератором которого был член Президиума МСОД Игорь Дмитриевич Пузаков состоялось обсуждение темы «Народная дипломатия как профессиональный проводник межцивилизационной, межкультурной и межконфессиональной коммуникации в государствах-участниках СНГ, инструмент сохранения и продвижения гуманитарных интеграционных процессов на пространстве СНГ».
В работе конференции приняли участие представители общественных организаций – членов МСОД.
 
Текст выступления А.Ф.Петричко
 
 РОЛЬ  НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ
 
Выдающийся политический и государственный деятель Германии, лауреат Нобелевской премии мира Вилли Брандт, в своё время, высказал интересную, актуальную и сегодня мысль. По его словам, международные отношения настолько важны, что их нельзя отдавать на откуп только государственным органам.
Многие государства, международные организации и структуры с глубоким пониманием воспринимают веление времени и не только делятся монопольным «владением» государственной дипломатией, но нередко активно содействуют росту и развитию народной дипломатии, вовлекая в неё широкие круги общественности, делового мира, неправительственные организации. Известно, что серьёзное внимание этому направлению деятельности уделяют в ООН, в ЕС, в НАТО.
Жизнь страны, стратегия её развития не может и не должна строиться только на субъективных оценках нескольких, пусть и исключительно одаренных чиновников, государственных деятелей. Залогом успеха в этом грандиозном процессе может стать только такое понимание, когда в его реализации будут участвовать все ветви власти, будут привлечены самые современные достижения науки, будет учтен богатый опыт исторического, экономического, духовного и культурного наследия человеческого мирового сообщества.
Эти изменения не обошли стороной и международные отношения, которые перестали быть прерогативой, привилегией, исключительной компетенцией только специальных правительственных органов, осуществляющих от имени государства и народов страны международное сотрудничество, дипломатические отношения.
Во взаимозависимом мире восприятие политики одного государства общественным мнением других стран играет все большую роль. Этот фактор обусловил формирование дипломатии, которая в середине XX в. получила название публичной или «народной дипломатии» (public diplomacy). В то время как традиционная дипломатия представляет собой канал общения между правительствами, «народная дипломатия» обращена прежде всего к широкой аудитории. 
В ряде зарубежных стран мира созданы и действуют тысячи, десятки тысяч организаций народной дипломатии, осуществляемой на общественных началах. Правда, следует отметить, что многие из них получают на свою деятельность материальную поддержку государств. Да такую, что с их материально-финансовым обеспечением нередко не могут сравниться и официальные государственные органы дипломатической службы. 
«Народная дипломатия» в первую очередь призвана быть профессиональным проводником межцивилизационной, межкультурной и межконфессиональной коммуникации.
В данном контексте с учетом практики деятельности «народной дипломатии» последних лет на первый план выходят проблемы коммуникации. Следует осознавать, что наиболее сложным в данном случае становится общение между представителями различных цивилизационных ареалов. Усилия «народной дипломатии», в первую очередь российской «народной дипломатии», направлены на решительное противодействие превращению расовой, национальной и религиозной нетерпимости в инструмент политической борьбы. 
Можно утверждать, что «народная дипломатия» по определению является инструментом межкультурного диалога, так как исторически цель дипломатии в широком смысле этого слова состоит в установлении контактов с «другими» и попыткой разрешить мирными способами противоречия, возникающие между «нами» и «другими». Уже сам факт, что представители «народной дипломатии» различных стран составляют своего рода международное сообщество, в рамках которого устанавливаются позволяющие лучше узнать друг друга контакты, способствует этому диалогу. 
Речь идет о своего рода культуре, предоставляющей «народным дипломатам» разных стран возможность общаться на одном языке, объективно оценивать ситуацию с различных точек зрения и отыскивать точки соприкосновения. Эта культура во многом отличает «народную дипломатию» от официальной дипломатии, вынужденной прежде всего действовать с оглядкой на реакцию государственных структур своей страны. Вместе с тем нельзя забывать и о том, что принадлежность к собственной национальной культуре остается важнейшей чертой любого дипломата, будь то профессионального или народного, предопределяя его характер, манеру поведения, привычки и стиль жизни. Разумеется, от дипломатов, соответствующих этим параметрам, требуется не только знакомство с культурой своих партнеров, но и овладение совокупностью практических умений и навыков.
В свою очередь, межкультурная коммуникация и есть дипломатия в широком смысле этого слова, дипломатия, которая вершится как государственными и межгосударственными дипломатическими структурами, так и негосударственными структурами «народной дипломатии».
Фактически, «народная дипломатия» — это открытый канал коммуникации между различными народами. Именно «народная дипломатия» предполагает создание имиджа страны во всем его многообразии. Обращение непосредственно к общественности той или иной страны, минуя правительства, стало одним из рутинных приемов «народной дипломатии». 
Тем самым задачи «народной дипломатии», имеющей дело со все более широким спектром различных политических сил, усложнились.
Перед «народной дипломатией» встает задача овладеть искусством целенаправленного формирования общественного мнения за рубежом, исходя при этом из интересов собственного государства.  
Таким образом, «народная дипломатия» создает сложную, многогранную, долгосрочную совокупность ассоциаций, препятствуя тем самым упрощенному стереотипному восприятию образа страны за рубежом. В то же время «народная дипломатия» не должна выглядеть, ни как неприкрытая пропаганда, ни как рекламная кампания. В условиях широкой доступности информации лишь объективная и правдивая картина собственной страны со всеми ее достоинствами и проблемами воспринимается мировым общественным мнением в качестве достоверной.
Цели «народной дипломатии» достигаются прежде всего путем изучения настроений иностранного общественного мнения, информирования его и обязательного воздействия на тех, кто это мнение формирует. Речь идет о политиках, журналистах, аналитиках, бизнесменах, артистах и т.д. Общение с ними предполагает диалог и взаимный обмен мнениями. Открытый диалог предполагает также умение выявить и убедительно опровергнуть дезинформацию, которая зачастую кочует в различных средствах массовой информации.
 В России «народная дипломатия» как канал взаимодействия с гражданским обществом должная рассматриваться как одна из непременных составляющих процесса модернизации. С целью совершенствования «народной дипломатии» должны создаваться фонды поддержки «народной дипломатии», задача которых — содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве и активное вовлечение институтов гражданского общества во внешнеполитический процесс.
Важнейшая цель «народной дипломатии» состоит в недопущении такой ситуации, при которой усилия по искоренению идеологии экстремизма могли бы перерасти в столкновения цивилизационного плана. Следовательно, следует с особой осторожностью подходить к интерпретации событий, имеющих религиозную или этническую окраску.
Во всех этих направлениях деятельности «народной дипломатии» могут принимать участие российские и зарубежные общественные объединения – общества дружбы, которыми за 90 лет своего существования накоплен огромный опыт работы и в состав которых входят видные деятели науки, искусства и культуры, общественные и религиозные деятели, которые способны оказать существенное влияние на процесс формирования межкультурных коммуникаций на международной арене. Анализ мер влияния показывает, что заметному повышению их эффективности могло бы содействовать возрождение активной работы друзей России за рубежом и укрепления ресурсного и кадрового потенциала. 
Ключевая задача деятельности в сфере «народной дипломатии» состоит в том, чтобы не только дополнять традиционные политические механизмы и институты в сфере международных отношений, но и формировать в них креативную гуманитарную среду, в которой совместные программы российских и зарубежных обществ дружбы могут стать самостоятельным и действенным направлением «народной дипломатии» России за рубежом. Особое место в усилении роли «народной дипломатии» в межкультурных коммуникациях могут занимать двусторонние форумы общественности по аналогии с уже существующими форумами (как например, германо-российский форум, российско-польский форум, российско-турецкий форум), в финансировании которых изначально и масштабно участвует бизнес. 
Необходимо шире использовать опыт других стран, где общества дружбы участвуют в реализации внутренней и социальной политики, как на уровне государства, так и на местном уровне.


Обновлено 11.11.2016 14:07
 
 
text2.jpg
Что включает в себя процедура государственной экологической экспертизы